Get Adobe Flash player

twitter1

Интервью Олимпийской чемпионки по гребле на байдарках Антонины Серединой

Середина Антонина Александровна 
Заслуженный мастер спорта (1960), 
Заслуженный тренер СССР (1972), 
Заслуженный работник культуры РСФСР (1980). 
Двукратная Чемпионка Олимпийских Игр (1960, одиночка и двойка) 
Бронзовая призерка Олимпийских Игр 1968 года. 


Чемпионка мира (1966) 
Неоднократная чемпионка Европы (в 1958-1968гг.) 
Неоднократная чемпионка СССР (в 1958-1968гг.) 
Участница Олимпийских Игр 1964 года (4 место)

 

В 1960 году была объявлена " Спортсменкой года " в СССР. 
В 1976 году стала " Тренером года ". 
Имеет государственные награды:

- СССР - "Орден Ленина", "Орден Дружбы народов" и "Знак Почета" 
- Российской Федерации -  "Орден Дружбы" и орден "За заслуги перед отечеством" IV степени

Награждена медалью ИКФ 
Почетный гражданин города Твери.

Чем Вы занимались до гребли на байдарках? Как попали в этот вид спорта?

Антонина Александровна: До гребли я занималась народной греблей. А вообще, я участвовала во многих мероприятиях и всегда была активисткой. Занималась баскетболом и волейболом, фигурным катанием и легкой атлетикой, была разрядницей на лыжах и коньках. Я прошла многие виды спорта, и везде добивалась хороших результатов.

Что бы Вы хотели сегодня продолжить из того, что уже сделали, или на чем бы остановились?

Антонина Александровна: Снова стала бы депутатом. Я была депутатом, когда еще занималась греблей. Из нашей гребцовской плеяды одна я выдвигалась и прошла на это место. Больше никто. Я была очень бойкая, и всегда старалась сделать все для нашей группы – сначала в техникуме, потом уже для своей команды по гребле на байдарках и каноэ. В каждом коллективе старалась быть первой, стремилась вывести его в лидеры. Мне было важно, чтобы не я одна, а вся команда достигла успеха. После окончания спортивной карьеры я точно знала, что буду работать тренером. Когда я еще тренировалась, уже брала молодых спортсменок с собой на тренировки и обучала их гребле.

Качества, которые Вы цените в спортсменах?

Антонина Александровна: Прежде всего – честность! И, конечно же, любовь к людям. Нужно, прежде всего, быть человеком. Уважать своих соперников. У меня были прекрасные отношения со всеми моими соперницами из других стран. Моя знакомая из Чехии, с которой мы вместе гонялись, подарила мне весло. А я ей в знак дружбы подарила секундомер, так как уже была тренером. Точно так же мы обменивались опытом с другими зарубежными специалистами, которые после спортивной деятельности, как и я, стали тренерами.

А.А.СХаХзо___└ (РоР 1960 К-1 500) (1).jpg

Как Вы думаете, что самое главное в тренерской работе?

Антонина Александровна: Нужна постоянная «обратная связь», открытый и честный диалог с учениками и общая совместная цель. Тренер должен быть лидером, тем более, если это женский тренер. Когда после совместных обсуждений тренер понимает, чего хотят спортсмены, которых он готовит, и это совпадает с тем, чего он хочет, тогда есть большие шансы добиться результата. Тренеру нужно полностью отдаться своей работе и пройти свою школу. Пусть даже он и не достиг тех высоких олимпийских результатов, но он должен пройти ту борьбу, при которой необходимо победить психологически. Тренер, изначально работая с маленькими спортсменами, должен учить их побеждать. При любых условиях любой ученик должен иметь план тренировок. Когда я взяла тренировать спортсменок в лице Нелли Корбуковой и Ирины Саломыковой, у каждой из них был расписан подробный план занятий.

Утром я вставала в 5 часов, приезжала к построению в 6 часов утра на гребной канал в Москве, подходила к каждой спортсменке и задавала вопрос: «Что мы сегодня делаем?». Если кто-то не знал задание или не был ознакомлен с планом, мог быть освобожден от тренировки. Как тренер я старалась, чтобы они постоянно думали и делали выводы. По воспитанию спортсменок была проведена большая работа. Потом они сами вели дневники и анализировали все, что делали на воде и в зале. Если сам человек не будет пропускать информацию и тренировки «через голову», то потом сложно что-то из него сделать. Тем более из спортсменов, которые готовятся к Олимпиаде. Сейчас конечно могу сказать, что той конкуренции, которая должна быть, ее пока нет. Я ее не вижу.

Каких спортсменов Вы воспитали? И как складывались у Вас отношения с вашими учениками?

Антонина Александровна: Юля Рябчинская ко мне пришла за два года до Олимпийских Игр на Чемпионате СССР и стала вести такой разговор: «Хочу, чтобы Вы меня взялись тренировать!». Конечно, мы сразу стали обоюдно вести беседу: «Что ты хочешь? Как ты хочешь? И что ты от меня хочешь?». Поговорили, нашли общий язык, и в будущем при любых ситуациях у нас была договоренность.

Так же в последствии я тренировала и Галину Крефт. Помню, как она подошла ко мне, когда мы летели с чемпионата мира, и сама предложила взять ее в ученики. Это был контакт! Когда берешься тренировать спортсмена (спортсменку), нужно с самого начала воспитывать у них характер и быть лидером. Когда тренер слабее ученика – ничего не получится.

Помню, Галину Крефт и Нину Гопову как-то хотели выгнать со сборов, по причине невыполнения режима тренировок. Мы сидели на сборах в Цахкадзоре (Армения). Им было очень тяжело в горах, и они почти половину всего времени ходили как в тумане. Выполнить заданный план спортсменки физически не могли. Мне приходилось доказывать тренерскому составу, что к ним должен быть особый подход.

Piter.JPG

Когда Вы закончили свою спортивную карьеру?

Антонина Александровна: В 39 лет. В самом окончании своей спортивной карьеры я уже взяла себе учениц. Они ездили вместе со мной, когда я готовилась к Олимпийским Играм.

Какую награду Вы получили за победу на Олимпийских Играх?

Антонина Александровна: От профсоюзов я получила гребешок и зеркальце. Это был подарок.

Я могу только одну вещь сказать: я получила самую для меня высшую награду – Орден Ленина (высшая награда СССР, вручавшаяся за исключительные заслуги в труде и спорте). Я всегда знала, что эта награда не только моя. Эта награда, также, и моего тренера. Она готовила меня и помогала мне во всем.

Что для Вас самое главное в жизни?

Антонина Александровна: Самое главное – это дружная и здоровая семья. У нас была большая семья – 11 человек. Сейчас уже конечно все умерли, кто-то погиб на войне. Из всех детей осталась одна я. Мама была костяком нашей семьи, поэтому все дети получили образование. Этот фундамент заложила мама, еще во время войны. И сейчас мы так же, живем все вместе. Как видишь – у нас большая семья. Дочка с зятем и мои внуки Коля и Тоня. Вообще, у меня спортивная семья, и зять у меня в спорте, и дочка Юля у меня «призерка» чемпионата Европы, правда, по неолимпийскому виду – подводное плавание. В юности она начинала грести, и у нее неплохо получалось, но я сама ее не брала на сборы. Тогда мне пришлось бы оставить сборную, и заниматься только ей. А нужно было зарабатывать для семьи. Ну, все что не делается – все к лучшему. Зато моя дочка достигла результатов в другом виде спорта. Вот это, наверное, самое главное в жизни. Семья!

Какой тренер на Ваш взгляд был сильным руководителем?

Антонина Александровна: Силаев был очень сильным руководителем и главным тренером. На тренерских советах между тренерами нередко случались стычки. Силаев всегда останавливал лишнюю болтовню и говорил: «Вы слушайте свое руководство – что мы делаем, какие вопросы решаем, а не болтайте попусту! Идите к себе в комнаты и ругайтесь там, а здесь мы собрались для принятия решений по важным вопросам». Это была как учеба. Многие тренеры приглашались для передачи опыта следующим поколениям молодых тренеров.

А самое важное было научить тренеров, как нужно работать после сборов, по приезду домой. Вот сколько у меня было тренеров, особенно мне запомнилась Мария Николаевна Фадеева. Меня удивляло ее отношение к работе. Она была честна, справедлива и всегда добивалась цели. Конкретно ставила вопросы: что ты хочешь получить от тренировки и чего ты хочешь вообще от жизни? У нее всегда были записаны все результаты, вся статистика, все материалы необходимые для тренировок. Мария Николаевна меня научила читать книги, чтобы я начала мыслить и анализировать. Она была единственным тренером, который разбирал тренировочный процесс досконально. Только с помощью анализа результатов можно кого-то воспитать и совершенствоваться самой. Тренер должен сам постоянно учиться и так же учить своего ученика, чтобы постоянно развиваться и быть лидером. В какой-то момент она меня взяла в оборот, и сказала: «Ты много побеждала на российских соревнованиях. А что дальше?». Мария Николаевна говорила: «Прежде всего, познай окружающую среду, познай людей вокруг себя. И всегда будь благодарна окружающей среде».

Какие тренировки Вы проводили для своих подопечных спортсменок?

Антонина Александровна: Иногда мы проводили по три и по четыре тренировки в день. Когда тренировались в Цахкадзоре на высоте, мы вместе с девчонками соорудили гребной бассейн. Сначала им было очень сложно тренироваться и привыкать к горам, но я им объяснила, что это нужно пройти только через работу. Когда сборная использует высокогорную подготовку, тренеры должны чувствовать своих спортсменов. Как тренер могу сказать – высота это очень хорошо. Но как с ней обращаться, нужно знать. Организмы у всех спортсменов разные, и к каждому нужен особенный подход. Когда я готовила Галину Крефт, Нину Гопову и Таню Коршунову к высокому результату – 3 раза в неделю я их парила в бане, и мы проходили восстановительные процедуры с помощью гидромассажа. Команда была большая, и на 40 человек был только один массажист. Поэтому без такого восстановления было не обойтись. Было сделано все, чтобы был результат.

Насколько сильная была конкуренция в СССР?

Антонина Александровна: Расскажу, что касается мужской байдарки. Раньше мужские четверки называли “ быками ” – такая у них была сильная конкуренция. На место одного спортсмена претендовала целая очередь других спортсменов. В 1955 году мужчин байдарочников было такое количество, что иногда спортсмену говорили, чтобы он приходил пораньше и садился в четверку, потому что в любой момент могла произойти замена. И вот он приходил за 30 минут до тренировки и ждал команду, сидя в лодке.

В каких местах сборная команда проводила подготовку? Сборная готовилась вместе?

Антонина Александровна: Да! Сборная команда всегда готовилась вместе. Прекрасное место подготовки было в Поти (Грузия), в Гали (Грузия) – там отличная вода. На сборе обязательно каждую неделю проводились контрольные. В конце недели тренеры собирались вместе и обсуждали прошедшие тренировки и контрольные. Недельный цикл прошел – сразу собрание и обсуждение.

Moscow.jpg

Какие различия Вы видите в сборной команде вашего времени и сегодняшнего дня?

Антонина Александровна: Перед нами стояла главная цель – подтянуть людей из соседних республик и создать сильнейшую конкуренцию. Создать массовость. У нас был Олимпийский чемпион из Поти (Грузия), из Белоруссии к нам очень много спортсменов подтягивалось. Когда у нас весной проходила гонка сильнейших российских спортсменов (чаще всего соревнования проходили в Москве или в Санкт-Петербурге), приглашались еще 4 республики, которые лидировали в межреспубликанских соревнованиях. Была задача подтянуть «низы» и создать для них условия. Так же, в сборную команду подтягивались тренерские кадры.

Каждую осень определенное количество специалистов (тренеров) отправляли в республики для обучения тренерских кадров. Например, Нил Васильевич Савин (тренер Людмилы Пинаевой) обучал тренеров в Таджикистане, Мария Николаевна Фадеева – в Армении. Все тренеры командировались через сборную Советского Союза. В итоге, в республиках специалисты готовили и тренеров и молодых спортсменов. Старались проводить больше соревнований в отдаленных республиках, чтобы поднимать греблю на байдарках и каноэ во всех уголках нашей огромной страны. В СССР старались поднять все виды спорта, но нашему виду уделяли много внимания, так как мы приносили 6 золотых медалей из 7 возможных. Седьмая медаль была серебряная.

Вот в этом, я считаю различие. Повторюсь, сейчас все по – другому. Что тут говорить, сейчас и страна другая.

Как Вы считаете, сборная команда России в данный момент находится на верном пути?

Антонина Александровна Середина: Многое зависит от тренерского состава и от подрастающей молодежи. Сейчас ситуация совсем другая – не то, что было в наше время. Молодежь, приобретая за свои результаты какие-то материальные блага в виде больших денежных премий, часто не понимает их значимости. Они еще не знают, сколько стоят эти деньги, потому что спортсмен выигрывает не один – всегда работает целый коллектив. Ты получаешь одну медаль, и выигрывает одна лодка, но сколько в нее вложено труда! Начиная с самого малого, начиная с раздевалки, где ты переодеваешься, и заканчивая работой всего тренерского состава и обслуживающего персонала. Это понимание должны

донести до спортсменов тренеры.

Мое видение современной ситуации такое: сейчас нужно стараться возрождать как можно больше детско-юношеских спортивных школ. И приучать юных спортсменов любить не только греблю, но и саму физкультуру – нужно любить все время находиться в движении. И, конечно же, важно следить за трудовой дисциплиной в команде.

England.jpg

Чего не хватило нашим женщинам, чтобы показать результат на Олимпийских Играх в Лондоне?

Антонина Александровна: Мужества! Не было мужества! Не было внутреннего “ куража ” для победы!

Bal_3.JPG

Какие впечатления остались от прошедшего в декабре бала Олимпийцев в Москве?

Антонина Александровна: От таких мероприятий у меня всегда впечатления только положительные. Олимпийские балы нужно проводить всегда. Во-первых, это общение старшего поколения с молодежью. Бал обычно продолжается около 3-4-х часов, но все же, это общение очень ценно.

Пресс-служба ВФГБК, 
Юлиана Салахова 

Понравилась статья? Поделись ей с другими:

Последние новости

Яндекс.Метрика