Get Adobe Flash player

twitter1

Программа деятельности кандидата в Президенты Федерации гребного спорта России - Бута В.Е.

1. Предварительные положения

1.1    Общие замечания

Гребной спорт пользуется высокой популярностью в целом ряде стран, выступая в качестве востребованного досуга населения, корпоративного времяпровождения, инструмента воспитания детей и молодежи. В Европе, Америке, Австралии существует широкая сеть гребных клубов, члены которых ведут активный здоровый образ жизни, регулярно тренируются и участвуют в соревнованиях. Благодаря занятиям на свежем воздухе, общению с природой, тренировке практически всех групп мышц, постоянному взаимодействию в коллективе любительская гребля оказывает исключительно позитивное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Не случайно во многих успешных странах гребной спорт традиционно востребован в качестве элемента школьной программы физического воспитания и исключительно популярен в университетской среде.

На уровне спорта высших достижений по количеству комплектов наград в программе летних Олимпийских игр три вида гребли в совокупности занимают третье место после легкой атлетики и плавания (академическая гребля – 14 комплектов, гребля на байдарках и каноэ – 12 комплектов, гребной слалом – 4 комплекта). Успешные выступления в гребном спорте позволяют олимпийским державам существенно укреплять свой престиж и вносят значительный вклад в общекомандные результаты. Так, на прошедших Олимпийских играх в Лондоне успешные выступления гребцов-академистов (4 золотых, 2 серебряных и 3 бронзовых медали) значимо улучшили общий рейтинг команды Великобритании. Достижения спортсменов элитного уровня служат ориентиром и стимулом для тысяч молодых людей, занимающихся греблей на любительском, школьном и студенческом уровнях.

В период существования СССР отечественные гребцы выступали на достаточно высоком уровне. На всех Олимпийских играх в период 1952-1980 годов они завоевывали золотые медали. Справедливости ради нужно отметить, что конкуренция во многих олимпийских видах спорта, включая греблю, в те времена была принципиально иной, поскольку советские атлеты де-факто являлись полными профессионалами, в отличие от гребцов большинства других стран, за исключением ГДР. Начиная с 80-х годов, одновременно с нарастающей профессионализацией гребли в европейских странах, странах Содружества и Китае, в нашей стране стали наблюдаться все более очевидное отставание в методиках подготовки спортсменов высокого уровня, постепенная деградация тренерского корпуса, общее сокращение популярности гребного спорта. В условиях развала советской плановой экономики, повлекшего катастрофическое недофинансирование существовавших в СССР спортивных институтов, утраты значительной части гребных баз, ставших объектом вожделения далеких от нужд спорта инвесторов, общей потери интереса населения к спорту гребля в современной России пришла в упадок. Последним ее заметным достижением стало завоевание золотых медалей Олимпийских игр 2004 российской мужской четверкой, воспринятое уже как сенсация. На двух последних олимпийских регатах – в 2008 и 2012 гг. - Россия располагала соответственно 3 и 2 лицензиями в академической гребле из 14 возможных, ни один российский экипаж не участвовал в финалах. Еще более удручающая картина наблюдается в возрастных категориях до 18 и до 23 лет, что свидетельствует о практически полном отсутствии резерва роста.

1.2    Постановка задач

Анализ ситуации, сложившейся в российском гребном спорте, позволяет утверждать, что низкие результаты на уровне спорта высших достижений и слабое развитие массовой гребли обусловлены сегодня тремя группами факторов: а) провальной организацией занятий греблей, набора и селекции спортсменов, развития материальной и кадровой базы; b) существенным отставанием в собственно спортивных технологиях подготовки спортсменов и экипажей высокого уровня; с) особенностями менталитета сегодняшней российской молодежи, в значительной степени утратившей интерес и расположенность к спорту и вообще регулярному труду. Решение задач по восстановлению позиций в ряде спортивных дисциплин сегодня приходится осуществлять, когда спорт уже не является, как во времена СССР, одним из 2-3 безальтернативных вариантов досуга населения, а работавшие тогда стимулы и мотивации сегодня в значительной степени утратили свое значение. Это означает, что работа по вовлечению населения в регулярные занятия спортом,

селекции      спортсменов,      их      подготовки      к      высоким      спортивным      результатам      должна

4


организовываться во многом по-новому, с пониманием современных интересов и мотиваций людей.

Успехи отечественной спортивной модели традиционно обеспечивались централизованной «индустриальной» системой подготовки спортсменов высокого уровня (впоследствии она была воспроизведена в ГДР, сегодня – в КНР). В сегодняшних условиях в несколько модифицированном виде она продолжает приносить России те успехи в спорте, которыми страна по-прежнему располагает. Не вызывает сомнений, что на уровне спорта высших достижений только концентрированная высокотехнологичная централизованная подготовка атлетов к решению спортивных задач способна приносить результат. Это видно и на примере ряда стран Запада, существенно улучшивших свои олимпийские позиции после перехода к этой системе. Однако необходимо отметить, что во всех успешных спортивных державах, как и когда-то в СССР, профессиональный спорт по-настоящему успешен лишь тогда, когда он имеет в своей основе организационно и материально обеспеченный массовый интерес к любительскому спорту, а в современной России позиции именно в массовом спорте в значительной степени утрачены. Текущая система централизованной подготовки спортсменов на юношеском/молодежном уровнях имеет очевидный недостаток в том, что молодые люди на годы вырываются из естественной социальной среды, лишаются важных социальных навыков сами, а окружающим их сверстникам не подают позитивного примера регулярной спортивной активности, что во многом снижает эффект от развития государством спорта высших достижений. Это делает актуальной реализацию спортивных проектов не только и не столько в «оторванных от реальности» условиях, но в приближении к существующей социальной инфраструктуре – к условиям, в которых живут и проводят время горожане. Сегодня как никогда важно понимание того, что перспективу долгосрочного успеха имеют лишь те проекты, которые не придуманы начальством и навязаны «сверху», а органично вырастают из социальной среды и пользуются интересом и доверием людей. Разумеется, государство вправе решать, какие из общественных интересов и инициатив отвечают задачам государства в той или иной области и заслуживают государственной поддержки.

По представленной Программе деятельности кандидата в Президенты Федерации Гребного спорта России - Бута Вениамина Евгеньевича (далее - «Программа»), стратегической целью Федерации Гребного спорта России (далее - «ФГСР») должно стать развитие в России массового движения

на основе кластерной системы к 2016 году.

Достижение данной стратегической цели подразумевает интенсивную работу в восьми ключевых направлениях:

  • Развитие спорта по основным направлениям (школьное, студенческое, высших достижений, любительское, рекреационное и клубное);
  • Развитие существующей инфраструктуры и материальной базы;
  • Развитие тренерской и судейской организационно-методичекой базы;
  • Развитие медико-восстановительной базы;

 

  • Расширение проводимых в России соревнований и участия российских спортсменов в международных соревнованиях;

 

  • Создание благоприятной нормативно-правовой среды развития;
  • Производство отечественного инвентаря;
  • Популяризация спорта и создание благоприятного имиджа.

При этом деятельность ФГСР должна основываться на следующих принципах:

1.3                        Общие выводы

 

1.3.1  Гребля как вид деятельности, оказывающий позитивное влияние на личность человека, и один из наиболее престижных и медалеемких видов олимпийской программы, заслуживает поддержки государства.

5


1.3.2  Академическая гребля России находится сегодня в тяжелом состоянии, и выведение ее на высокий уровень требует многолетней системной и правильно организованной работы с терпеливым ожиданием результатов.

 

1.3.3   Основными направлениями такой работы призваны стать новая политика популяризации гребли, развитие клубной системы, отвечающей новым интересам и запросам населения, формирование материально-технической базы для комфортных и безопасных занятий греблей, восстановление тренерской школы и методической базы.

 

1.3.4   Наряду с зарекомендовавшей себя централизованной системой подготовки спортсменов необходимо развитие альтернативной системы, погруженной в естественную социальную среду, - существующей в школах, университетах и любительских клубах. Такой подход позволит совмещать регулярные занятия спортом с другими востребованными и объективно нужными людям видами социальной деятельности, минимизировать драматичное противопоставление спорта и «обычной жизни», продлить период времени, в течение которого талантливый спортсмен может формироваться, улучшать результаты и делать выбор в пользу спорта высших достижений. Возможность получения перспективными спортсменами полностью или частично бесплатного высшего образования; прохождения стажировок в иностранных гребных центрах и университетах способна сегодня выступать фактором мотивации молодых людей и их родителей к серьезным занятиям греблей.

 

1.3.5  Нуждается в оптимизации система финансирования развития гребного спорта. Бюджетные средства целесообразно выделять на развитие и содержание наиболее значимых объектов материальной инфраструктуры («Базовые центры», ЦСП, гребная дистанция, лодочный парк Федерации гребного спорта) и подготовку перспективных (!) спортсменов на уровне спорта высших достижений. Развитие гребного спорта в школах и университетах должно быть отчасти «растворено» в организации физического воспитания в образовательных учреждениях, отчасти обеспечиваться доступными для родителей взносами и спонсорскими средствами.

 

1.3.6  Необходимо переосмысление концепции организации соревнований по гребному спорту в сторону максимальной зрелищности, комфорта для производства популярных информационных продуктов, рекламодателей и спонсоров.

 

 

  1. 2.Направления развития гребного спорта

2.1            Школьный спорт

 

2.1.1 Общие замечания

Базовым элементом Программы развития гребного спорта призвано стать вовлечение в регулярные занятия греблей школьников. Оно обеспечивается отбором 40-50 (на первом этапе реализации Программы – 20-30) общеобразовательных учебных заведений, культивирующих греблю (включая частные школы и гимназии, где культивирование гребли способно по аналогии с англоязычными странами стать неотъемлемым атрибутом элитарного воспитания). Культивирование гребли в школах доступно в формах а) посвящения ей части программы физического воспитания; b) функционирования в школах секций гребли с привлечением к занятиям детей и подростков, проживающих в близлежащих микрорайонах, с закреплением секций за одной из гребных баз. Целесообразно параллельное использование обеих форм.

Наряду с позитивным влиянием на формирование личности детей ключевым фактором мотивации учащихся и их родителей к регулярным занятиям в секциях гребли на этом этапе выступает возможность поступления в ВУЗы на бесплатное обучение по квотам, предоставляемым гребными центрами.

2.1.2 Общая характеристика направления

-   акцент в занятиях на доступность и общую полезность для перенесения будущих нагрузок и упражнений; получение учащимися удовольствия и радости от занятий;

 

-   развитие соревновательного духа (в зимний период – цикл соревнований по ОФП, спортивным играм, лыжным гонкам; в летний период – 1 раз в 2 недели соревнования по гребле на «викингах», учебных лодках, в старших классах – в 4+ и 8+ на дистанциях 200-1000 м) , навыков правильного отношения к тренировке, собственному организму, адекватного поведения в коллективе, правильной организации своего времени;

6


- постоянная демонстрация профессионального и внимательного отношения к занимающимся и к занятиям - минимальное индивидуальное внимание по отношению к занимающимся и их родителям с оценкой динамики результатов; доведение до сведения занимающихся и их родителей перспективных планов тренировок, тренировочных лагерей, соревнований с разъяснением целей и задач соответствующих тренировочных периодов; ежегодная выдача спортивной экипировки (бесплатно – по определенному минимуму, при условии оплаты родителями или учебными заведениями – в большем объеме); - неукоснительное обеспечение спортивного принципа в отборах;

За занятия в секциях гребного спорта в школах с родителей взимается символическая плата (в пределах 500-1000 рублей в месяц), позволяющая частично компенсировать затраты на их организацию, и полную или частичную оплату пребывания в тренировочных лагерях.

2.1.3 Общие задачи направления

- популяризация вида спорта, создание широкой базы регулярно занимающихся любителей, владеющих культурой тренировки и приверженных здоровому образу жизни;

-  селекция способных к выступлениям на российском и международном уровнях спортсменов;

 

-    точечная подготовка юношеских (до 18 лет) экипажей для выступления на всероссийских и международных соревнованиях;

 

-      создание прочной основы (в перспективе – до 30 человек ежегодно) для пополнения студенческих команд, сформированных в рамках программ гребных центров;

-  Активное сотрудничество с Министерством Образования и Науки РФ.

2.1.4 Методика взаимодействия

- заключение с «Базовым» (центральной базой округа по академической гребле) или «Региональным» (центральной базой региона по академической гребле) центром долгосрочных соглашений о развитии гребного спорта и обеспечении физического воспитания школьников.

Обязанности со стороны учебных заведений:

-  включение занятий греблей в программу физического воспитания;

 

-  содействие организации факультативных занятий греблей, в том числе учащихся других учебных заведений;

 

-    предоставление площадей для размещения спортивного оборудования (гребных эргометров); обеспечение сохранности предоставленного в пользование оборудования;

 

-  содействие в организации летних тренировочных лагерей;

-  предоставлений данных об учащихся;

 

-  содействие в коммуникациях с родителями; содействие в сборе оплаты занятий;

Обязанности  со стороны гребных центров:

-  предоставление спортивного оборудования – гребных эргометров, лодочного парка;

 

-  предоставление методик занятий и тренерского персонала;

 

-    организация занятий по месту расположения учебных заведений и на территории центра; - организация деятельности летних тренировочных лагерей;

-  обеспечение первоначального набора в группы и постоянной селекции;

 

-  обеспечение компьютеризированного учета результатов занятий.

2.1.5 Методика организации занятий

-   ежедневные занятия по будним дням по месту расположения учебных заведений (из расчета 2 часовых занятия в неделю с каждой из набранных групп), по графику в зависимости от количества групп, силами 2-4 тренеров;

 

-   еженедельные занятия в период мая, сентября (1 2-часовое занятие в неделю, по выходным) по месту расположения гребных центров с выходом на воду в «викингах», учебных лодках;

 

-  еженедельные занятия (2-3 2-часовых занятия в неделю, по будням и выходным, в зале и на воде) по месту расположения гребных центров – для отобранных в процессе селекции групп (в перспективе общее количество групп – по количеству работающих тренеров, с наполнением 15-30 человек);

 

-  ежемесячные теоретические занятия (1 час в месяц) по месту расположения учебных заведений в форме лекций об истории и современном развитии вида спорта, правилах соревнований, общих основах физической культуры и тренировки, с демонстрацией видеоматериалов;

7


-   2 раза в год – культурно-массовые мероприятия по месту расположения гребных центров для школьников, их родителей и педагогов (сентябрь – День открытых дверей, май – Открытие гребного сезона);

 

-  ежегодно в летний период – организация летних тренировочных лагерей продолжительностью 10 дней (в несколько смен, для всех занимавшихся в набранных группах), продолжительностью 20 дней (в 2 смены, для отобранных в процессе селекции;

 

-   ежегодно в летний и каникулярный период - организация на оплачиваемой родителями основе выезда учащихся старших классов с достаточным опытом занятий в тренировочные лагеря за границу (Прибалтика, Германия, Великобритания, Австралия); продолжительностью 5-14 дней; с возможностью стажировок в учебных заведениях;

2.1.6 Особая составляющая методики

-  заблаговременное оповещение учащихся и их родителей о возможности зачисления выпускников средних школ в квоты гребных центров для зачисления на бесплатные учебные места в ВУЗы;

 

-    заблаговременное (не позднее класса, предшествующего выпускному) формирование списков потенциальных претендентов на поступление в ВУЗы по квотам гребных центров с определением направления учебной специализации абитуриента;

 

-     во взаимодействии с Комитетом образования – организация дополнительных занятий для участников проекта по предметам школьной программы в целях подготовки их к сдаче ЕГЭ и зачислению в ВУЗы;

 

-      во взаимодействии с Комитетом образования – расширение количества посильных и потенциально интересных для участников проекта специальностей бакалавриата и магистратуры в ВУЗах (спортивный менеджмент и маркетинг, спортивная и посттравматическая медицина, тренерская деятельность, PR, спортивные технологии в бизнесе и повседневной жизни и т.д.).

2.2            Студенческий спорт

 

2.2.1   Общие замечания

Во многих странах гребля является в первую очередь университетским видом спорта. США 12 раз побеждали на Олимпийских играх в наиболее престижном виде – мужской восьмерке, - в основном силами студенческих экипажей. Знаменитая ежегодная гонка университетов Оксфорда и Кембриджа является одним из наиболее популярных и востребованных спортивных событий в мире с гигантской телевизионной аудиторией. Совместные тренировки и гонки, состоявшиеся в возрастной период окончательного формирования личности, как правило, оставляют на всю жизнь добрые воспоминания о товарищах по команде и крепкие корпоративные связи.

Академическая гребля – вид спорта с весьма поздней специализацией. Несмотря на то, что к занятиям греблей в наиболее успешных «гребных» странах сегодня начинают привлекать уже в 10-летнем возрасте, к оптимальному физическому и психологическому состоянию, позволяющему достигать максимальных результатов, большинство гребцов приходит в возрасте 22-25 лет. Традиционной проблемой отечественного спорта всегда, даже в благополучные времена СССР, была потеря значительного количества талантливых спортсменов, хорошо проявивших себя в юношеском возрасте (до 18 лет), на стадии перехода в молодежный (до 23 лет) и взрослый спорт. К сожалению, традиционным для отечественного спорта всегда было и «разбазаривание» спортивных талантов, требование от перспективных атлетов быстрых высоких результатов, что не позволяло многим потенциально одаренным спортсменам сформироваться и достичь оптимальной формы. Важным негативным фактором в этой связи всегда выступало противопоставление регулярных занятий спортом и иной социальной занятости.

С учетом изложенного создание полноценных условий для занятий спортом в университетской среде может позволить а) совместить регулярные тренировки и выступления с получением образования, т.е. в значительной степени устранить социальный конфликт, свойственный данному возрастному рубежу; b) как минимум на 4-6 лет продлить спортивную жизнь и возможность для самореализации на уровне высших достижений спортсменам с поздним развитием; с) сформировать у значительного количества выпускников ВУЗов устойчивое тяготение к спорту и здоровому образу жизни.

8


2.2.2 Общая характеристика направления

-   акцент в занятиях на высокую культуру и высокую эффективность тренировки, формирование корпоративных и лидерских качеств, приобретение устойчивого навыка здорового образа жизни и постоянной спортивной активности, развитие соревновательного духа;

 

-  постоянная демонстрация профессионального и внимательного отношения к занимающимся и к занятиям - минимальное индивидуальное внимание по отношению к занимающимся и их родителям с оценкой динамики результатов, доведение до сведения занимающихся и их родителей/педагогов перспективных планов тренировок, тренировочных лагерей, соревнований с разъяснением целей и задач соответствующих тренировочных периодов, ежегодная выдача спортивной экипировки (бесплатно – по определенному минимуму, при условии оплаты родителями или учебными заведениями – в большем объеме);

 

-  неукоснительное обеспечение спортивного принципа в отборах;

Занятия греблей на факультативной основе должны предполагать их символическую оплату студентами и полную или частичную оплату пребывания в тренировочных лагерях с последующим постепенным освобождением от оплаты в зависимости от роста спортивных результатов.

2.2.3 Общие задачи направления

- популяризация вида спорта, создание широкой базы регулярно занимающихся любителей, владеющих культурой тренировки и приверженных здоровому образу жизни;

-  селекция способных к выступлениям на российском и международном уровнях спортсменов;

 

-   точечная подготовка молодежных (до 23 лет) экипажей для выступления на всероссийских и международных соревнованиях;

 

-   создание прочной основы (в перспективе – до 10 человек ежегодно) для пополнения сборных команд России.

-  Активное сотрудничество с Министерством Образования и Науки РФ.

2.2.4 Методика взаимодействия

-    заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве гребных центров с МежВУЗовской Ассоциацией (МВА); Обязанности со стороны МВА:

 

-  включение занятий греблей в программу физического воспитания;

 

-  содействие организации факультативных занятий греблей, вовлечению широкого круга студентов в регулярные любительские занятия гребным спортом;

 

-   ежегодное предоставление определенного количества бесплатных учебных мест для зачисления по обычному или целевому набору абитуриентов, включенных в квоты гребных центров;

 

-  организация содействия зачисленным по спецнабору студентам в освоении учебной программы и совмещении учебы с тренировками и соревнованиями (индивидуальные учебные планы, варианты дистанционного обучения, академические отпуска);

 

-       предоставление зачисленным по спецнабору студентам проживания в общежитиях с гарантированной возможностью полноценного восстановления, учебной самоподготовки и тренировок по месту проживания (оптимально – компактное размещение в общежитиях отдельно от остальной массы студентов, предоставление помещения для хранения гребных тренажеров и тренировки на них); комфортной логистики; оптимально – помощь в организации своевременного и качественного питания;

 

-         предоставление студентам возможности использования общедоступной спортивной инфраструктуры, имеющейся в распоряжении ВУЗа.

Обязанности  со стороны гребных центров:

-  предоставление спортивного оборудования – гребных эргометров; лодочного парка;

 

-  предоставление методик занятий и тренерского персонала;

 

-  организация занятий по месту расположения учебных заведений и на территории центра;

 

-  организация деятельности летних тренировочных лагерей.

2.2.5 Методика организации занятий

- ежедневные занятия по будним дням месту расположения учебных заведений, по месту расположения гребных центров; в период сентября-октября, мая-июня – на воде, ноября-апреля – в зале; в формате программы физического воспитания из расчета 2 часовых занятий в неделю для

9


каждой из набранных групп; 4-6 2-часовых занятий в неделю для отобранных в процессе селекции групп и групп спецнабора; для последних также – создание условий для самостоятельных занятий (ОФП, гребной эргометр); - ежемесячные занятия в период сентября-октября, мая-июня (по выходным) по месту

расположения гребных центров с выходом на воду в «викингах» в формате длительного похода с пикником (3-4 часа);

-   ежемесячные (для отобранных в процессе селекции групп и групп спецнабора – еженедельные) теоретические занятия (1 час) по месту расположения учебных заведений и гребных центров в форме лекций об истории и современном развитии вида спорта, правилах соревнований, общих основах физической культуры и тренировки, с демонстрацией видеоматериалов;

 

-    2 раза в году – культурно-массовые мероприятия по месту расположения «Базовых» или «Региональных» гребных центров для студентов, их родителей, друзей и педагогов (сентябрь – День открытых дверей, май – Открытие гребного сезона);

 

-   ежегодно в летний период – организация летних тренировочных лагерей продолжительностью 10 дней (в несколько смен, для всех занимавшихся в набранных группах); продолжительностью 20 дней (в 2 смены, для отобранных в процессе селекции и групп спецнабора; в период зимних каникул – лыжных тренировочных лагерей продолжительностью 10-20 дней;

 

-    ежегодно в летний и каникулярный период - организация на оплачиваемой основе выезда учащихся старших классов с достаточным опытом занятий в тренировочные лагеря за границу (Прибалтика, Германия, Великобритания, Австралия); продолжительностью 5-14 дней; с возможностью стажировок в учебных заведениях; в перспективе – содействие в организации длительных (до 1 года) стажировок в иностранных учебных заведениях с возможностью тренировок в университетских гребных клубах;

 

-    для групп, отобранных в процессе селекции, и групп спецнабора – весенние тренировочные лагеря на воде (март-апрель) для подготовки к отбору на всероссийские соревнования;

 

-     регулярная соревновательная практика: в зимний период – цикл соревнований по ОФП, спортивным играм, лыжным гонкам и гребле на эргометре; вовлечение всех желающих в постоянный цикл on-line соревнований на эргометре, в перспективе – организация многоэтапного соревнования (сентябрь-апрель) с еженедельными стартами по пятницам, с ведением общей классификации по принципу многодневной велогонки, с индивидуальным и командным первенством (с участием девушек и юношей, на различных дистанциях); в летний период – с возможностью еженедельного участия в регатах из расчета 3 стартов в пределах региона, 1 старта на выезде в течение месяца; главное соревнование для общей массы занимающихся – чемпионат региона/округа среди студентов (последняя декада сентября) с индивидуальным и командным зачетом; для спортсменов уровня высших достижений – при обязательном участии в чемпионате – также Кубок региона/округа среди студентов (последняя декада мая) для отбора к участию во всероссийских соревнованиях; содействие выездам студенческих команд на зарубежные регаты (Прибалтика, Финляндия, Беларусь, Германия, Нидерланды, Великобритания);

 

-          активное использование индивидуальных заданий для самостоятельных занятий, систематическое тестирование с компьютеризированной фиксацией динамики результатов.

2.2.6 Особая составляющая методики

- организация ежегодного набора в ВУЗы, для прохождения бесплатного обучения и программы спортивной подготовки, с корректировкой состава групп 2 раза в течение календарного года (декабрь, август) в зависимости от освоения учебной программы и динамики спортивных результатов.

2.3           Спорт высших достижений

«Базовые центры» должны располагать возможностями для подготовки своими силами отдельных экипажей уровня высшего спортивного мастерства в следующих вариантах:

- предоставление спортивной инфраструктуры для проведения тренировочных сборов, соревнований, тестирований, тренерских семинаров и т.д. на возмездной основе по договорам со спортивными федерациями, иными лицами (российскими и иностранными);

-  предоставление услуг тренерской группы на возмездной или иной основе;

 

-        реализация     программ     подготовки     спортсменов     школьного     и     студенческого     возрастов,

воспитанных   «Региональным»/«Базовым   Центром»,   достигших   уровня   высшего   спортивного

10


мастерства и не задействованных в программах подготовки сборных команд Региона и России, либо в сочетании с последними.

Важный аспект решение вопроса социального обустройства спортсмена, участвующего в программе высшего спортивного мастерства – получении стипендий, выплачиваемых Администрацией, трудоустройство, позволяющее совмещать работу с интенсивными тренировками (перспективный вариант такого трудоустройства – тренерская деятельность на почасовой основе, работа в качестве инструктора при организации рекреационных занятий), или подыскание спонсорской помощи.

По достижении определенного уровня спортивных результатов перспективные спортсмены должны включаться в программы подготовки, реализуемые Федерацией гребного спорта России. Необходимо установление цивилизованных взаимоотношений с другими субъектами («Базовыми»/«Региональными» гребными центрами, ФГСР, и пр.) в части представления тем или иным спортсменом флага клуба, общества, региона и получаемых спортсменами выплат. В частности, нуждается в переоценке использование так называемого параллельного зачета.

2.3.1. Централизованная подготовка

Централизованная подготовка перспективных спортсменов, настроенных посвятить себя спорту высших достижений, вне зависимости от возраста, должна преимущественно осуществляться за счет бюджетных средств силами «Базового центра». В качестве форм такой подготовки приемлемы зарекомендовавшие себя спортивные классы, спортивный интернат, группы высшего спортивного мастерства и т.д. По мере достижения уровня определенных спортивных результатов спортсмен, ранее не участвовавший в централизованной подготовке, должен получать компетентное приглашение включиться в такую подготовку, после чего принять решение о переходе в ЦСП или о продолжении тренировок и выступлений в ином формате.

Представляется целесообразным установить возможность оплаты из регионального бюджета подготовки спортсменов уровня высшего спортивного мастерства, выплаты им стипендий в тех случаях, когда спортсмены не участвуют в централизованной подготовке силами ЦСП, но демонстрируют высокие спортивные результаты.

2.4           Любительский спорт

«Базовые» и «Региональные» гребные центры должны иметь возможность обеспечивать круглогодичные занятия спортом групп различных возрастов категории masters на возмездной основе (членство в клубе или почасовая/абонементная оплата), с предоставлением спортивного инвентаря и услуг тренера (по желанию). Необходим акцент на создание цикла хорошо организованных, увлекательных соревнований; развитие международных клубных контактов; использование опыта, примера и активной работы спортсменов категории masters (в том числе в формате волонтерства) в подготовке экипажей школьного и студенческого возрастов; в популяризации вида спорта.

2.5    Рекреационный спорт

«Базовые» и «Региональные центры» должны предоставлять возможности для круглогодичных занятий спортом всех желающих на возмездной/безвозмездной основе (корпоративное членство; почасовая/абонементная оплата, социальные программы) с предоставлением доступа к спортивной инфраструктуре, услуг тренера и рекомендованных тренировочных программ по следующим направлениям:

-   организация индивидуальных занятий ОФП по эксклюзивным тренировочным программам (в основном с использованием гребного эргометра) для корректировки массы тела, повышения мышечной массы и общего уровня физического развития, реабилитации после травм и перенесенных стрессов и т.д.;

 

-    организация индивидуальных и групповых занятий греблей (в основном с использованием «викингов» и 2-местных шлюпок) в качестве формы активного досуга;

 

-      организация индивидуальных и групповых реабилитационных занятий (в основном с использованием «викингов») с детьми из детских Домов-интернатов, с инвалидами любых возрастов;

 

-      организация корпоративных программ занятий греблей (в основном с использованием «викингов») в качестве форм активного досуга и team-building.

11


Корпоративное членство бизнес-корпораций, локальное спонсорство призваны стать одной из составляющих бюджетов гребных клубов.

2.6     Клубное движение

Во всем мире основой развития гребного спорта является система гребных клубов, подавляющее большинство которых – частные, существующие на членские (в среднем эквивалентные сумме $450-500 в год) и благотворительные взносы, а также на средства от оказания возмездных услуг по организации тренировочных занятий школам и корпоративным клиентам, или университетские, членство в которых также предполагает ежегодные выплаты студентов, но которые в ряде стран получают поддержку из целевых фондов университетов. Именно клубный формат (а не институты централизованной подготовки) наилучшим образом обеспечивает одно из главных отличительных преимуществ гребли – сплоченность коллектива спортсменов и тренеров, сочетание демократизма, коллективизма и консервативных традиций, ощущение спортивной семьи. Многими зарубежными клубами реализуются программы для членов клуба, вовсе не занимающихся спортом, но симпатизирующих здоровому образу жизни и корпоративной политике клубов.

В советскую эпоху клубная система отвечала политическим установкам на поощрение коллективизма и товарищества и достаточно органично вписывалась в общий неприхотливый жизненный уклад. В наши дни клубное движение имеет новые шансы на успешное существование с учетом возобновления интереса населения к здоровому образу жизни с оговоркой о необходимости определенного уровня комфорта и гарантий уважения к личности члена клуба, а также появляющихся в обществе настроений самостоятельного обустройства своей жизненной среды с учетом индивидуальных и корпоративных интересов. Сегодня можно успешно эксплуатировать идею отличительных особенностей, традиций, правил поведения в клубе; весьма перспективно установление побратимских связей с иностранными клубами. Обязательными атрибутами современных гребных клубов помимо компактных, но качественных лодочных и тренажерных парков и минимального комфорта для спортсменов (раздевалки с запирающимися шкафчиками и душевыми с горячей водой), должны быть кают-компании с буфетом, позволяющие членам клуба отдыхать после тренировок и общаться друг с другом, проводить клубные мероприятия.

Клубная структура и, соответственно, направления клубной деятельности могут сегодня существовать в трех вариантах:

-   обеспечение потребностей членов клуба (в основном, категории masters), предоставление услуг на коммерческой основе в рамках фитнес-программ и программ по рекреационной гребле (минимальный вариант);

 

-    в дополнение к первому формату – обеспечение занятий школьников и студентов на основе заключенных соглашений (наиболее перспективный вариант);

 

-    в дополнение к первым двум форматам – обеспечение подготовки отдельных спортсменов и экипажей уровня высших достижений (эксклюзивный вариант).

 

Вполне допустимо совмещение деятельности гребных клубов с организацией иных видов досуга на воде, занятий иными видами спорта; с ресторанным и гостиничным бизнесом, разумеется, при условии исключения видов досуга, несовместимых с самой идеей спорта и здорового образа жизни.

 

Для укрепления традиций и самобытности клубов весьма желательно проведение их силами ежегодно 1-2 традиционных любительских регат, включаемых в региональный/городской календарный план соревнований.

Перспективы возрождения сети гребных клубов могут выглядеть следующим образом:

 

-   поощрение клубной жизни в сохранившихся и существующих в том или ином виде гребных центрах и клубах при методическом и организационном содействии «Базовых центров»;

 

-  создание новых гребных баз (см. соответствующий раздел) на правах филиалов гребных центров с перспективой последующей трансформации их в полноценные и самостоятельные гребные клубы.

12


3  Материальная база

3.1 Общие замечания

Гребля – затратный вид спорта в связи с использованием технически сложного инвентаря, оборудованных соревновательных дистанций, необходимостью доступа к акваториям и выезда спортсменов в зимние тренировочные лагеря. В то же время на уровнях школьного, студенческого, любительского и рекреационного спорта высокое качество организации занятий могут быть обеспечены разовым вложением в материальную инфраструктуру надолго вперед, без ее постоянного обновления. Даже на уровне спорта высших достижений гребля существенно «дешевле» престижных игровых видов спорта в силу отсутствия в ней практики заключения дорогостоящих контрактов со спортсменами.

3.2 Гребные базы

Для обеспечения комфортной логистики и охвата большинства регионов программой развития гребного спорта, предлагается использовать кластерную концепцию развития, с обновлением и усовершенствованием вертикально интегрированных «Базовых центров» академической гребли в каждом крупном гребном округе страны (Центральный Федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-западный федеральный округ, и тд).

Предполагается  усовершенствование  данных  центров  в  материальном  и  организационном  смысле

с  предоставлением доступа к соответствующей инфраструктуре, а именно:

  • Тренерская и судейская школа;
  • Медико-восстановительная лаборатория;
  • Гребной бассейн;
  • Зал силовой подготовки;
  • Тренажерный зал (concept);
  • Спортивные площадки;
  • Дистанции для крупных соревнований и эффективных тренировок;
  • Трибуны;
  • Общепит;

 

  • Централизованный функционал операционного сопровождения (Бухгалтерская функция, Юридическая поддержка, Функционал отдела кадров, Сопровождение контрольных функций охраны труда, Охраны природы, и тп).

 

  • и т.д.

Данная концепция развития позволит организовать самоуправления в регионах и будет способствовать эффективному и прозрачному контролю ФГСР.

При методологической, кадровой и организационной поддержке «Базовых центров», планируется развивать «Региональные центры» академической гребли.

С учетом высокой популярности водномоторных видов спорта и широкого распространения частного водного транспорта остро стоит вопрос о гарантиях неукоснительного соблюдения правил безопасной эксплуатации акваторий. Это может быть обеспечено при поддержке «Базовых» и «Региональных» центров с помощью:

-  разграничения акваторий, доступных для использования моторным транспортом и спортивными судами, с жестким контролем соблюдения установленных маршрутов;

 

-  разграничения времени использования акваторий;

 

-  жесткого контроля соблюдения скоростного режима моторными судами;

 

-    пресечения распространившихся фактов пьянства, вызывающего поведения и откровенного хулиганства на воде.

3.3 Дополнительные базы

Для организации общефизической подготовки, специализированной подготовки с использованием гребных тренажеров, проведения тестов и отборов, теоретических занятий и инструктажа вполне пригодными могут быть спортивные объекты, не имеющие привязки к акваториям. В первую очередь речь идет о спортивной инфраструктуре образовательных учреждений – школ и высших учебных заведений, в случае необходимости – городских, муниципальных и частных спортивных

13


залов. Оборудование существующих спортивных объектов для целей Программы предполагает только оснащение их гребными тренажерами в количестве 3-10 в зависимости от востребованности и обеспечение их сохранности во внетренировочное время. Желательной опцией является наличие переносного компьютера с необходимым программным обеспечением, позволяющим как вести учет результатов спортсменов, так и организовывать соревнования по гребле на эргометре в режиме on-line, исключительно популярным во всем мире и способным привлечь к занятиям греблей молодежь.

3.4 Тренировочные лагеря

Для организации втягивающих занятий для новичков и интенсивной подготовки более опытных спортсменов целесообразно использовать давно зарекомендовавшую себя систему летних тренировочных лагерей. Их оборудование также может быть обеспечено в модульном варианте, гарантирующем минимальный необходимый комфорт (жилые корпуса со спальнями на 8-20 проживающих, общие душевые, сушилки для одежды), эффективность и безопасность занятий, качественное питание (собственный пищеблок). Желательно использование идеологии «скаутского» лагеря с относительной изоляцией от обычной среды, строгой дисциплиной, хорошей организацией досуга, общим развитием коллективизма, взаимовыручки, патриотизма.

3.5 Лодочный парк

Для реализации Программы необходима разовая закупка недорогого инвентаря в каждый «Базовый центр» академической гребли (оптимальный на сегодняшний день вариант – лодки производства КНР, весла отечественного производства) для обеспечения начинающих спортсменов, отобранных экипажей школьников и студентов. Примерные нормы обеспеченности лодками группы из 30 спортсменов: группы начинающих – 3 учебные четверки, 3 прибрежные двойки, 1 восьмерка; группы школьников: 2 четверки с рулевым «комби», 2 четверки без рулевого «комби», 1 восьмерка; группы студентов: 4 одиночки, 4 двойки «комби», 2 четверки без рулевого «комби», 2 восьмерки. Лодки должны закупаться с учетом разброса росто-весовых показателей юношей и девушек школьного и студенческого возрастов.

Для спортсменов уровня высшего спортивного мастерства при недостаточности возможностей фондов Региональных Федераций и гребных клубов лодки и инвентарь высокого класса могут периодически приобретаться дополнительно.

Для развития рекреационной гребли, вовлечения в занятия новичков и популяризации гребного спорта посредством проведения зрелищных соревнований желательна закупка 14-местных лодок «викинг» общим количеством до 30 (на первом этапе – до 10).

3.6 Тренажерный парк

Для реализации программы необходимо оснащение «Базовых» и «Региональных центров» гребными тренажерами и стандартными линейками силовых тренажеров. Целесообразно наличие 20-30 гребных тренажеров и полноценных силовых тренажерных залов. Гребные базы круглогодичного использования и дополнительные базы в ВУЗах оснащаются 10-15 гребными тренажерами и минимальным набором спортивного инвентаря для общефизической подготовки с собственным весом и отягощениями. Дополнительные базы в школах оснащаются 3-5 гребными тренажерами.

3.7 Моторизованный парк

Для обеспечения транспортной логистики и полноценного тренировочного процесса необходимо обеспечение «Базовых центров» специализированным автотранспортом (микроавтобус с фаркопом и багажником на крыше, прицеп для перевозки лодок и инвентаря) и катерами из расчета не менее чем 1 катер на 2 работающих тренеров. «Базовые центры» должны располагать 14-18-местными пассажирскими автобусами.

3.8 Производство спортивной формы

Для обеспечения безопасных для здоровья занятий гребным спортом и стимулирования интереса к занятиям необходимо размещение заказов по производству спортивной одежды и обуви, линий по производству специализированной спортивной формы для гребцов, а также спортивной одежды с клубной и иной символикой, популяризующей греблю. Такая одежда должна по доступным ценам распространяться через магазины «Базовых» и «Региональных центров», клубные магазины и

14


интернет-магазины, предприятия розничной торговли в местах проведения соревнований, предоставляться на полностью или частично безвозмездной основе спортсменам, представляющим регион/город на всероссийских и международных соревнованиях.

3.9 Производство лодок и инвентаря

После утраты производства завода «Дзинтарс» (Латвия) Россия практически лишена собственного массового производства лодок и инвентаря для гребли. В перспективе в случае возрождения в России интереса к гребному спорту и олимпийских амбиций оправданным и коммерчески успешным мог бы стать захват отечественным производителем ниши производства недорогих и качественных лодок и весел для начинающих, школьных и студенческих экипажей, для любительской и рекреационной гребли. Возможность поэтапного развития такого производства в «Базовых» и «Региональных центрах» имеется с учетом наличия как минимум нескольких мастерских с опытом производства лодок более 15 лет и нового поколения технологий в работе с пластиком и композитными материалами на ряде промышленных предприятий. В целях обеспечения рентабельности предприятия производство лодок и инвентаря для гребли может быть совмещено с выпуском иных видов продукции широкого потребления.

4  Организационно-методическая база

4.1 Кадровый потенциал

4.1.1 Общие замечания

В  стране в целом произошло существенное размывание тренерского корпуса. Многие заслуженные специалисты либо закончили, либо заканчивают свою профессиональную карьеру. Как и во многих иных востребованных областях, на каком-то этапе ставших малопривлекательными в связи с низкими заработками, в гребной тренерской школе наступил провал в стадии «среднего поколения» - двадцать лет назад из спорта ушли (в основном, безвозвратно) молодые специалисты, которые сегодня должны были бы составлять основу кадрового потенциала и обеспечивать преемственность школы. Как и в ряде других видов спорта, имел место и отток высококвалифицированных специалистов за границу.

 

Стимулы начинать тренерскую карьеру сегодня исключительно низки – по сути они исчерпываются энтузиазмом и верностью любимому виду спорта у считанных единиц желающих. Средние тренерские ставки по стране в 20-25 тысяч рублей при полном рабочем дне не позволяют содержать себя и семью и работать с полной отдачей и интересом. Приток новых тренеров в профессию чрезвычайно слабый.

 

В     условиях низкой конкуренции внутри профессии и отсутствии правильно выстроенных мотиваций большинство работающих тренеров сегодня не считают необходимым и не стимулированы постоянно повышать свою квалификацию и доказывать свою дееспособность. В итоге в тренерском корпусе существует застой.

4.1.2 Предлагаемые решения

Очевидно, что для полноценной квалифицированной работы с полным (как правило, ненормированным) рабочим днем тренер, даже молодой, должен получать от 40 тысяч рублей в месяц. В то же время необходимо переосмыслить традиционно существующий в отечественной школе «экстенсивный» подход к обеспечению тренерскими кадрами спортивного процесса. За границей, в том числе в странах, добившихся в последние годы выдающихся успехов в гребле, содержание клубами квалифицированных тренеров с полным рабочим днем применяется весьма ограниченно. В значительной мере тренировочный процесс обеспечивается энтузиастами-волонтерами, получающими льготы в оплате членских взносов, и тренерами-почасовиками.

Такой подход отчасти пригоден и на отечественной почве. Во всяком случае, 20-тысячную ставку лучше разделить между 2-4 совместителями-почасовиками, которые с интересом и без ущерба для своего основного заработка будут заниматься с набранными группами с эффектом, по крайней мере, не меньшим, чем от работы тренера в режиме полного рабочего дня.

Необходим пересмотр системы оплаты тренерского труда с более точной и справедливой оценкой вкладываемых усилий, степени их технологичности и инновационности, а главное – достигнутых результатов. Необходима понятная и гибкая градация этих результатов – с возможным акцентом на

15


селекцию и набор в группы; на формирование групп перспективных спортсменов; на подготовку спортсменов, поступающих в ВУЗы в рамках программ гребных центров; на подготовку экипажей уровня высшего спортивного мастерства. Значительная часть заработной платы тренера должна зависеть от этих результатов.

Обязательной составляющей Программы должно стать создание системы подготовки, переподготовки и стимулирования тренерских кадров, с привлечением спонсорского бюджета, в рамках грантовых программ. Как тренеры, работающие непосредственно в Федерации, так и иные тренеры, должны получать стимулирующие выплаты, дополняющие их денежное содержание, в случае:

-  активного участия в программах повышения квалификации, организованных Федерацией;

 

-  регулярного информирования Федерации о ходе и результатах применения на практике методик, рекомендованных Федерацией;

-  предложения собственных перспективных методик;

 

-  наличия результатов в работе, оцененных по критериям, сформулированным Федерацией. Программы повышения квалификации рассчитываются на различные категории тренеров с учетом их опыта, знаний, специализации и т.д., включают в себя доведение до сведения тренеров новинок отечественной и иностранной специальной литературы, проведение в «Базовых центрах» конференций, стажировок и мастер-классов для тренеров с участием квалифицированных иностранных специалистов, направление отдельных участников программ на краткосрочные и длительные стажировки.

 

Одно из направлений в работе по формированию нового тренерского корпуса – увеличение количества тренеров-почасовиков из числа действующих и завершивших выступления спортсменов, работников гребных клубов, которым их основные обязанности позволяют такое совместительство, а также популяризация волонтерского движения. Оплата труда почасовиков и периодическое премирование волонтеров осуществляется из спонсорского бюджета Федерации.

 

В ходе реализации Программы в общеобразовательных учебных заведениях целесообразно вовлекать в работу школьных преподавателей физической культуры, прошедших определенную подготовку, организованную Федерацией, и продемонстрировавших способности к такой работе. Это возможно в формах:

 

-    ведения преподавателями курса гребного спорта в рамках общего преподавания физического воспитания, без дополнительных выплат;

 

-     ведения преподавателями секций гребного спорта в школах на факультативной основе, с дополнительными выплатами из средств регионального/городского бюджета и/или спонсорского бюджета Федерации.

4.1.3 Подготовка кадров по иным спортивным специализациям

Помимо тренерских кадров развитие гребного спорта требует обновление и омоложение судейского корпуса, нового подхода в менеджменте и спортивной медицине. Необходима реализация программ по подготовке специалистов данного профиля в «Базовых центрах»– от краткосрочных курсов обучения спортивных арбитров до магистерских программ в ВУЗах.

4.2 Методическая база

4.2.1 Общие замечания

Неизбежным следствием деградации тренерской школы стало оскудение методической базы, позволяющей обеспечивать высокие качество и эффективность тренировочного процесса, непосредственной подготовки к соревнованиям и участия в них. К сожалению, в последние 10-15 лет одним из главных показателей успешности работы тренера являлось количество числящихся в его группе спортсменов (часто без реального соответствия этих данных действительности). Содержание тренировочных занятий при этом уходило на второй план. Другой крайностью выглядит в целом традиционное для отечественного спорта «выжимание соков» из молодых спортсменов еще на юношеском уровне, результатом которого часто становилось откровенное отвращение молодых людей к занятиям спортом уже к достижению совершеннолетия. В целом для отечественной тренерской школы был характерен акцент на чудовищные объемы тренировочных нагрузок, часто с ущербом для их качественного содержания.

16


4.2.2 Предлагаемые решения

Первоочередными задачами на сегодняшний день являются:

- создание дееспособного и авторитетного экспертно-методического совета при Федерации (пример: Компетентный Тренерский совет), разрабатывающего и рекомендующего к использованию методики подготовки спортсменов различных уровней и категорий; - обобщение и издание в виде популярного пособия для тренеров и спортсменов от уровня

новичков до уровня студентов старших курсов наиболее простых, общедоступных и общеобязательных методик тренировки, восстановления, питания, профилактики травм и заболеваний, правил безопасного поведения на воде и т.д.; - мониторинг и актуализация силами экспертно-методического совета сохранившегося методического наследия;

- накопление доступными возможностями (приглашение специалистов, организация мастер-классов, стажировок, обязательное участие в тренерских конференциях за рубежом, переводы иностранной литературы) обновленной методической базы для уровня спорта высших достижений. Не исключено, что в конечном счете необходимо прибегнуть к наиболее эффективному способу копирования технологий – приглашению на высокооплачиваемую работу высококвалифицированного иностранного специалиста с постановкой задачи подготовки 1-2 экипажей экстра-класса и с одновременным закреплением за ним группы молодых тренеров, способных перенять его опыт организации занятий;

- активное общение с Международной Федерацией (FISA) и другими Национальными Федерациями Академической гребли (Великобритании, Германии, США, Новой Зеландии, Австралии и тд) не только по вопросам проведения соревнований, но и по вопросам устойчивого методического и организационного взаимодействия.

4.3 Медико-восстановительная база

4.3.1 Общие замечания

В современных условиях исключительно важным сопровождающим занятия спортом фактором являются регулярные квалифицированные медицинские обследования, методики восстановления после перенесенных нагрузок, лечения травм и посттравматической реабилитации. На уровне спорта высших достижений эта составляющая процесса подготовки к соревнованиям должна быть организована максимально эффективно и профессионально (по сути, в ведущих олимпийских державах на спорт высших достижений работают все национальные научные и инновационные институты). Речь при этом идет не об использовании запрещенных препаратов, а о эффективном и безвредном для организма спортсмена применении разрешенных средств, позволяющих повышать восприимчивость к нагрузкам и оптимизировать восстановление, включая средства традиционной и народной медицины, остеопатию, гомеопатию, спа-процедуры и т.п. Исключительно важен процесс регулярных (не реже 1 раза в неделю) биохимических обследований интенсивно тренирующихся спортсменов для планирования нагрузок и индивидуальной корректировки этих планов.

Равным образом важно организовать систему спортивных тестов, позволяющих определять динамику готовности спортсменов и также корректировать тренировочные и соревновательные программы. Тестирования особенно важны в рамках селекции и отборов спортсменов при компоновке конкретных экипажей.

4.3.2 Предлагаемые решения

Для обеспечения медицинского и тестового сопровождения гребного спорта в «Базовых центрах» необходимо:

-   обеспечить регулярные медицинские обследования и получение первой необходимой помощи спортсменами, занимающимися во всех гребных центрах, силами врачебно-физкультурного диспансера;

 

-      организовать предметное сопровождение отобранных групп перспективных спортсменов ведущими медицинскими учреждениями;

 

-    в перспективе – развивать возможности страхования здоровья спортсменов по доступным ставкам страховых взносов;

17


- при содействии ВУЗов и соответствующих Академий создать в «Базовых центрах» медико-восстановительные и тестовые центры, способные по доступным расценкам оказывать профильные услуги спортсменам и тренерам различного уровня и широкой географии.

4.3.3 Формирование культуры занятий спортом

Для спортсменов школьного и студенческого уровней необходимы регулярные медицинские обследования, профилактика травм и заболевания, с частотой, соответствующей интенсивности занятий и уровню спортивного мастерства. Учет состояния здоровья спортсменов, их индивидуальной реакции на переносимые нагрузки должен быть обязательной составляющей при среднесрочном и краткосрочном планировании тренировочного и соревновательного процессов. Важным элементом занятий на этих уровнях должно быть регулярное разъяснение спортсменам необходимости тщательно следить за состоянием своего здоровья, соблюдать элементарные правила техники безопасности занятий спортом. В результате занятий не позднее, чем ко 2-3 курсу ВУЗа спортсменом должна быть воспринята культура тренировки (включая подготовку к ней и ее завершение), восстановления, реабилитации, питания, которая впоследствии будет либо усовершенствована им на уровне спорта высших достижений, либо сохранится в качестве важной предпосылки здорового образа будущей жизни.

4.3.4 Организация питания спортсменов

Здоровое и правильно скомпонованное питание является важным элементом тренировки спортсмена, в особенности на стадии формирования организма в школьном и студенческом возрасте. Дополнительную сложность в решении этой задачи привносит насыщенность дневной логистики спортсменов, совмещающих занятия спортом с обучением. С учетом этого представляется правильным восстановление ранее использовавшегося опыта предоставления талонов на ежедневное питание интенсивно тренирующимся перспективным спортсменам. В сегодняшних условиях талоны могут предоставляться и на возмездной основе, с оплатой питания без высокой торговой наценки в «Базовых» и «Региональных центрах» академической гребли. При использовании такой схемы для организации питания занимающихся спортом школьников и студентов должно быть применено субсидирование за счет бюджета региона или спонсорских средств. Другой возможной схемой является организация качественного питания по месту обучения спортсменов.

4.4 Популяризация и мотивация

4.4.1 Общие замечания

При всех специфических особенностях современного российского общества основная суть стимулов, побуждающих к регулярным занятиям спортом, по-прежнему сводится к трем основным группам:

-  развитие собственной личности и удовлетворение амбиций;

 

-  пребывание в комфортной социальной среде, интересные впечатления;

 

-  использование социального лифта.

Разумеется, восприятие этих стимулирующих факторов, их место в системе жизненных ценностей, способы достижения поставленных целей, самопозиционирование существенно изменились, что предполагает необходимость принципиально нового подхода к популяризации спорта и мотивации людей к регулярным спортивным занятиям. Необходимо учитывать, что современные молодые люди значительно менее, чем когда-то, зависимы от официоза, идеологии и вообще авторитетов, значительно больше дорожат собственными комфортом, мнением и интересами. При существующем положении дел, спортсмены способны найти себе альтернативу регулярным занятиям греблей либо в других видах спорта, либо в громадном изобилии не связанных со спортом видов деятельности. Это значит, что популяризация вида спорта должна быть адресована к по-настоящему чувствительным для человека сферам. Это особенно важно на стадии начала занятий. В дальнейшем сохранение и укрепление мотивации заниматься спортом должны поддерживаться ростом спортивных результатов и эффектом сбывшихся надежд в отношении возможностей социального лифта.

18


4.4.2 Мотивация: развитие личности

Стремление иметь сильный, тренированный, гармонично развитый организм сегодня не стало меньше, несмотря на очевидно появившуюся в молодежной среде ролевую модель ни о чем особо не заботящегося (в том числе и о собственной фигуре) веселого и циничного прожигателя жизни. Востребованный атлетизм гребля может обеспечивать молодежи уже тем, что является силовым видом спорта. Акцент в популяризации может быть сделан на том, что гребля – один из немногих видов спорта, органично развивающих все группы мышц и максимально увеличивающих полезный объем легких. Тренировочные программы по гребле (по крайней мере, вплоть до уровня спорта высших достижений) сегодня могут быть скорректированы таким образом, чтобы делать акцент именно на силовой подготовке, формирующей красивую фигуру и увеличивающей мышечную массу. Для девушек они, напротив, могут быть акцентированы на контроль веса тела, развитие гибкости и координации движений.

В популяризации гребного спорта необходимо активно использовать спортивную героику, принцип ролевой модели, рассказ жизненных историй великих и выдающихся спортсменов с подспудным продвижением генеральной идеи – «ты можешь стать таким же или, по крайней мере, приблизиться к этому»; «заниматься регулярно спортом – модно и престижно».

4.4.3 Мотивация: комфортная среда и интересные впечатления

Формированию комфортной среды призваны способствовать уже упомянутые развитие клубной системы, система регулярных доступных соревнований, использование возможностей глобальной сети «Интернет». Очень важно правильно и ярко организовать популяризацию гребного спорта в учебных заведениях и внимание к спортсменам (в особенности к тем, кто уже защищает честь школы или ВУЗа) – занимающиеся греблей должны в большей или меньшей степени ощущать себя героями в своей социальной среде, что, в свою очередь, должно рекрутировать в занятия новых и новых участников. При организации соревнований даже малыми бюджетами необходимо создавать атмосферу праздника и единой спортивной семьи, гостеприимной для всех желающих к ней присоединиться. Определенную роль способны сыграть promo-акции (дни открытых дверей в гребных клубах, тематические вечеринки в учебных заведениях).

4.4.4 Мотивация: социальный лифт

С учетом гораздо большего, чем когда-то, прагматизма молодежи важным мотивационным фактором способна быть возможность получения бесплатного образования в престижных ВУЗах. В случае селекции спортсменов из провинции роль этого фактора многократно возрастает.

Перспективным может выглядеть показательное престижное трудоустройство по окончании ВУЗа отдельных участников программ, продемонстрировавших хорошие результаты в учебе и хорошие спортивные результаты. На их примере нужно формировать практику популяризации ролевой модели «гребля в школе – путевка в ВУЗ – победы на регатах + престижный диплом – престижное трудоустройство + надежные друзья на всю жизнь».

4.4.5 Общие подходы к популяризации гребного спорта

С учетом всего вышеизложенного популяризация гребного спорта должна вестись

-   с правильным выбором и адресным обращением к целевым аудиториям (школьники, студенты, родители, руководители учебных заведений, местные власти, потенциальные спонсоры и т.д.);

 

-    в современных комфортных для аудитории формах (с яркими качественными визуальными изображениями и видеоматериалами, емкими понятными слоганами, с необходимым объемом полезной информации, с использованием сети «Интернет»);

 

-  с учетом факторов, мотивирующих аудитории к участию в занятиях греблей или к их одобрению и поддержке;

 

-   с формированием широких групп, «причастных» к гребному спорту за счет распространения и продажи постеров, вымпелов, буклетов, продукции с изображениями и текстами, популяризующими греблю; за счет развития клубной деятельности;

 

-  с привлечением «союзников» в лице выдающихся спортсменов, популярных в молодежной среде артистов и представителей шоу-бизнеса, с демонстрацией всего лучшего, что есть в гребном спорте; в том числе благодаря организации зрелищных регат; -с использованием возможностей телевизионных компаний (с ведением регулярных трансляций

 

и/или репортажей о соревнованиях на федеральных каналах, демонстрацией тематических телефильмов о виде спорта и его выдающихся представителях).

19


4.5 Ветеранское движение

Важную роль в популяризации гребного спорта должны иметь бережное и уважительное отношение к истории отечественной гребли, использование опыта и возможностей ветеранов. Как минимум это должно выражаться в создании и наполнении экспозиций музеев гребных центров и клубов, регулярном проведении клубных мероприятий для ветеранов. В оптимальном варианте ветераны, которым позволяет время и состояние здоровья, должны вовлекаться в проведение клубных мероприятий, теоретических и практических занятий, в целом в работу в клубах на волонтерской основе, в проведение соревнований по гребному спорту в качестве спортивных арбитров и представителей.

4.6 Организация набора и селекции

Первоначальной стадией набора групп школьников и студентов для занятий греблей в школах и ВУЗах, культивирующих греблю, должно стать само проведение занятий в рамках курса физического воспитания. В дополнение к ним (либо там, где они не проходят) привлечь к занятиям в секциях гребли в школах и ВУЗах должны действия по распространению информации о деятельности секций и популяризации гребли (размещение постеров и объявлений, размещение информации на интернет-сайтах, проведение дней открытых дверей и т.д.) Первичный набор с привлечением к занятиям 2 раза в неделю имеет смысл проводить без ограничений по антропометрии, результатам тестов и т.д. – всех желающих с последующей селекцией и зачислением в группы для более интенсивных занятий перспективных спортсменов. После первичного набора обязательно должно проводиться хотя бы не углубленное медицинское обследование (силами школьных и ВУЗовских медицинских служб) для выявления возможных противопоказаний к занятиям гребным спортом.

По мере роста спортивных результатов селекция – т.е. отбор на новые уровни спортивного мастерства и интенсивности тренировок, - производится в разных формах (контрольные старты, тестирования, обследования), но на непременной основе а) профессионализма и квалификации b) спортивного принципа с) справедливости d) прозрачности.

В качестве особого вида селекции следует рассматривать отбор перспективных спортсменов из других видов спорта и из других регионов. Мониторинг таких спортсменов должен производиться регулярно в качестве особой составляющей Программы, с периодическими выездами в регионы и налаженными контактами с региональными федерациями гребли и федерациями других видов спорта. Отбор спортсменов из других видов спорта и из других регионов целесообразен не ранее стадии поступления в ВУЗ или при комплектовании команд уровня высшего спортивного мастерства. Необходимо установление цивилизованных взаимоотношений с федерациями, регионами и тренерами, подготовившими таких спортсменов, во избежание трактовки такой селекции как переманивания воспитанников.

Для обеспечения прозрачности и системности реализации Программы необходимо размещение информации о возможности участия в ней спортсменов из других видов спорта и из других регионов (с заблаговременным направлением заявок на участие, прохождением тестов, обследований и т.д.) в открытом доступе в глобальной сети «Интернет».

4.7 Система соревнований

4.7.1 Общие замечания

Для приобретения соревновательного опыта, оптимальных физических кондиций и психологической устойчивости спортсмены должны регулярно участвовать в соревнованиях в «Базовых», «Региональных центрах», ВУЗах и клубах. В зависимости от уровня подготовленности и решаемых задач периодичность участия должна составлять от одного раза в неделю до одного раза в месяц. Наличие соревновательной практики в виде регат различных категорий в период гребного сезона и соревнований по общефизической подготовке должно быть обеспечено на хорошем организационном уровне.

4.7.2 Категории соревнований

В качестве основных видов соревнований предполагаются следующие:

- длящееся соревнование по гребле на гребном тренажере в период ноября-апреля в режиме on-line с еженедельными стартами и постоянным обновлением рейтинга участников;

20


- любительские регаты (для начинающих спортсменов и спортсменов-любителей, включая категорию masters);

- зрелищные регаты (для различных категорий участников, на коротких и марафонских дистанциях, в интересном для зрителей формате);

-   студенческие регаты (для спортсменов-студентов, в классическом формате и формате матчевых встреч между российскими, российскими и иностранными университетами);

 

-      традиционные регаты (для спортсменов категории высшего спортивного мастерства на классической дистанции);

 

-    официальные соревнования (первенства города/региона/округа среди школьников, студентов, Чемпионаты, Кубки).

4.7.3 Соревнования на гребном эргометре

Соревнования на гребном эргометре призваны решать одновременно задачу зимней тренировки опытных спортсменов, селекции и популяризации гребного спорта в молодежной среде. При их организации обязательно используются IT-возможности (объединение основных и дополнительных спортивных баз в общее сетевое сообщество, соревнования в режиме on-line, установление дружеских контактов с иностранными спортсменами, клубами, школами и университетами, размещение на сетевых ресурсах короткометражных видеозаписей соревнований).

4.7.4 Любительские регаты

Любительские регаты проходят в период мая-октября еженедельно при минимальных затратах на организацию (в основном на транспортировку инвентаря, оплату судейства и символический призовой фонд), организуемые поочередно «Базовыми центрами»/«Региональными центрами»/гребными клубами, со сбором символических взносов с участников или делегирующих их клубов. Их основная задача – предоставление соревновательного опыта начинающим спортсменам, обеспечение интереса к тренировкам спортсменам-любителям, в том числе категории masters, стимулирование конкуренции между клубами, формирование атмосферы спортивной семьи.

4.7.5 Зрелищные регаты

Зрелищные регаты проходят 5-6 раз в течение гребного сезона, в традиционных номинациях для различных классов судов (как правило, не в полной линейке классов) и различных категорий спортсменов (открытый класс, студенты, школьники, клубные команды, masters). Их основная задача – привлечение интереса зрителей, телевизионной аудитории, рекламодателей и благотворителей, формирование атмосферы праздника гребного спорта и его популяризация, сопровождение праздничными мероприятиями (День города, День России, День ВМФ и т.д.) На их проведении целесообразно сосредотачивать внимание средств массовой информации с использованием анонсирования и наружной рекламы. Для проведения регат формируются спонсорские и рекламные бюджеты, позволяющие устанавливать призовые фонды и в оправданном формате привлекать к участию лучшие экипажи из России и из-за рубежа.

4.7.6 Студенческие регаты

Студенческие регаты призваны способствовать популярности гребного спорта в ВУЗах и обозначать развитие студенческой гребли как приоритетное направление, обеспечивать студентов (включая тех, кто не достиг уровня высшего спортивного мастерства) соревновательной практикой. Особый акцент делается на традиционных матчевых встречах между городскими/региональными, городскими/региональными и российскими, городскими/региональными и иностранными университетами, которые должны подогревать интерес в студенческой среде, рассматриваться как часть университетской жизни, вызывая здоровый ажиотаж. В основном матчевые встречи должны проводиться в августе-октябре, позволяя спортсменам-студентам, имевшим ограниченный доступ к тренировкам на воде в зимне-весенний период, хорошо подготовиться к главным стартам сезона. В конце мая для студенческих экипажей проводится Кубок университетов, - соревнование в формате классической регаты (во всех классах судов), в ходе которого осуществляется отбор экипажей, претендующих на представление города/региона во всероссийских и международных соревнованиях в течение сезона.

 

Понравилась статья? Поделись ей с другими:

Последние новости

Яндекс.Метрика