Get Adobe Flash player

twitter1

На те же гребли

Гребной канал в Крылатском пережил первый этап реконструкции. За амбиции пришлось платить двойную цену

На прошлой неделe московский гребной канал в Крылатском открылся после года реконструкции, и сразу же здесь прошел один из этапов Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ. Организаторы остались довольны условиями, еще бы — на капремонт объекта было потрачено более миллиарда рублей. Много это или мало? Похоже, власть в городе новая, а наступает все на те же грабли. Или гребли...

Съесть сапог

Автор проекта реконструкции Владимир Колосницин, руководитель архитектурно-проектной мастерской № 7 «Моспроект-2 имени Посохина», заслуженный архитектор РФ, вспоминает байку, рассказанную ему первым проектировщиком канала Всеволодом Кузьминым. Когда в 1972 году на стройплощадку приехал президент Международной федерации каноэ Шарль Кокремон и узнал, что гребной канал хотят построить за год, он пообещал в случае выполнения работ в срок съесть свои сапоги, в которых он месил грязь на месте будущего объекта. И все же за год канал построили, правда, сдержал ли свое слово Шарль Кокремон, история умалчивает. Но в столице тогда появилось вписанное в ландшафт искусственное сооружение с проточной водой, соединенное с акваторией Москвы-реки подземными трубами. По соседству выросли трибуна и бокс с эллингами, а в некотором отдалении от них — гостиница для спортсменов. И уже в 1973 году здесь прошел первый чемпионат Европы, а в 1980-м — летние Олимпийские игры. В общем-то с тех самых пор ни одного серьезного международного первенства здесь не проводилось. Правда, пока живы спортшколы — спортсмены тренируются: разбрасываться базой с таким потенциалом не приходится. Дело в том, что на протяжении последних 30 лет в нашей стране действовали всего лишь три основных гребных канала — в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. Остальные, а их во времена СССР было несколько десятков, остались за пределами новой России. Тренировочной базы не хватало катастрофически — с некогда первых позиций наша сборная успела сползти в аутсайдеры. Итог стал очевиден на прошлой неделе, и один из экспертов описал его так: «За день до окончания квалификационной регаты в Люцерне, где определялись обладатели лицензий на Олимпийские игры-2012, сборная России, представленная в семи классах судов, сушит весла и в качестве туристов осматривает достопримечательности».

Ситуация с гребным спортом зашла в тупик. Что в принципе понятно. Основная база подготовки в Крылатском уже много лет не отвечала никаким, даже самым скромным, современным требованиям.

Объект, мягко говоря, подгнил — и физически, и морально. Потому в августе прошлого года правительство Москвы решило провести реконструкцию канала, причем так, чтобы принимать в перспективе крупные мировые состязания, без которых, собственно, не бывает и нужного состязательного опыта у спортсменов. А потому работа началась с технического задания, составленного Международной федерацией каноэ. «Требования к объектам подобного плана возросли, теперь необходимо, например, помещение для проведения допинг-контроля, кроме того, изменился подход к условиям размещения спортсменов, — говорит инженер архитектурно-проектной мастерской № 7 «Моспроект-2» Сергей Козыренко. — Участники размещаются компактно, по командам, на одну команду должны приходиться один эллинг и одна раздевалка». Кроме того, появилась необходимость в фото- и видеофиксации соревнований по всей дистанции. Правда, оказалось, что так сразу все требования выполнить не удастся — хоть две пары сапог съешь... Поэтому проект разбили на два этапа: первую часть реконструкции завершили к 1 июня, а вторую начнут осенью и окончат к 2014 году, когда в столице наметили провести чемпионат мира по гребным дисциплинам.

Что уже появилось? Вдоль дистанции установлено оборудование визуального контроля за участниками гонки, смонтирован монорельс длиной 250 метров для перемещения видеокамер. Система видеозаписи и трансляции — полностью программируемая. Она позволит использовать одновременно до восьми камер, способных вращаться вокруг своей оси со скоростью сто градусов в секунду. Монорельс позволит снимать с высоким качеством объекты, движущиеся со скоростью до 60 километров в час. Стоимость всей этой системы, закупленной в Швейцарии, составила около 60 миллионов рублей.

Полностью переоборудована территория эллингов, на которой находилось 15 боксов постройки 1973 года и еще 16 — более поздних. «Теперь мы увеличили количество мест хранения лодок практически вдвое — до 500, что позволяет принимать крупные соревнования с участием представителей 60 стран и более», — говорит директор гребного канала Руслан Безкоровайный. В двухэтажных эллингах будет комфортно не только лодкам. На вторых этажах расположились раздевалки, душевые, кабинеты медперсонала, тренажерные залы, кафе — все чин по чину. Здесь же — помещения для допинг-контроля и даже пищеблок с кухней на 260 человек. Разумеется, изменения коснулись не только инфраструктуры, но непосредственно и самого канала.

Раньше выход на старт для гребцов был настоящей проблемой. Дело в том, что канал состоит из двух русел — основного и резервного (возвратного). Основное — это акватория, в которой проходят тренировки и соревнования. По резервному спортсмены подходят на лодках к стартовой линии. Два русла разделены островом. Чтобы спортсменам выйти на старт, допустим, на дистанцию 500 метров, им приходилось преодолевать 750 метров по возвратному руслу, а затем еще 1800 метров. Теперь же на отметках 600 и 1100 метров от финишной линии прорыты два соединительных канала, которые сэкономят гребцам силы на пути к старту. Над этими соединительными каналами соорудили пешеходные мостики. Для удобства тренеров вдоль основного русла проложили велосипедные дорожки. Сами береговые линии укрепили габеонами — тюфяками из металлической сетки, заполненными камнем, щебнем или галькой, и вдобавок оборудовали системой волногасителей. Вышло не только прочно, но и красиво. Из новинок стоит упомянуть также шестиэтажное здание, выходящее стеклянным фасадом в сторону канала, — это финишная вышка. Здесь же радиорубка, пресс-центр, сектор для ВИП-гостей — два верхних этажа с открытой площадкой и баром. Из финишной вышки по крытому переходу можно пройти в административное здание и к отремонтированному стадиону.

Пока, правда, канал не сможет принять представителей академической гребли. Дело в том, что если для байдарок и каноэ места достаточно, то для «академиков», у которых размах весел значительно больше, ширины канала в 125 метров не хватит. По нормам она должна составлять не менее 130 метров. Расширить канал для нужд «академиков» запланировали к 2014 году.

Быстро и дорого

Как и в 70-е годы, работа над новым каналом идет в рекордно короткие сроки. Цель понятна — получить объект мирового уровня и современную базу подготовки спортсменов. Целью прониклись все — от архитекторов до строителей, и то, что по нормам должно было быть сделано за 2,5 года, сделали за 8 месяцев. Чего стоила эта спешка? Примерно 1,3 миллиарда рублей. Много это или мало? Похоже, много...

Дело в том, что во время одного из традиционных объездов заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин обратил внимание проектировщиков и застройщиков на то, что необязательно перестраивать старые эллинги, а достаточно слегка их отремонтировать. Однако когда рабочие вскрыли стены и фундаменты, оказалось, что все пятнадцать боксов за сорок лет практически превратились в труху. Пришлось вынимать около тысячи метров сгнивших перекрытий, усиливать грунты под зданием. Для этого строители специальными инъекциями укрепляли фундамент, под стены подводили монолитные плиты на свайном основании. В итоге за счет прибавившихся по ходу дела сложных технических работ реконструкция канала обошлась в те самые 1,3 миллиарда рублей, хотя, по некоторым данным, первоначально планировали уложиться в наполовину меньшую сумму.

Почему эксперты не сообщили мэрии о таком удорожании работ — большой вопрос. Объяснения два: побоялись перечить главе стройкомплекса и появился соблазн освоить больше бюджетных средств. В любом случае история представляет интерес для проверки Счетной палатой. Ведь то, что снести ветхое строение и построить новое — дешевле, хорошо известно. И в частности, об этом говорит опыт, наработанный именно при возведении гребных каналов. Например, в Пекине специально к Играм-2008 был возведен гребной канал Шунь-И, представляющий собой озеро вытянутой формы длиной около трех километров. Чтобы наполнить озеро водой, специально к нему прорыли 13-километровый канал от ближайшей реки. Плюс всяческая новомодная инфраструктура. И вот весь этот сложнейший проект китайцы воплотили в жизнь за 57 миллионов долларов. Если пересчитать на наши деньги, получится около 1,7 миллиарда рублей — то есть почти столько же, сколько уже вложили в Крылатское, в котором сложных гидротехнических работ проводить не пришлось, а еще предстоит вторая очередь.

Есть и другой пример. Гребной канал на озере Дорней, что в 25 милях от Лондона, примет этим летом участников Олимпийских игр. На его развитие было потрачено, по имеющимся данным, около 17,5 миллиона фунтов, что в пересчете на рубли даже до миллиарда недотягивает. Правда, реконструировали этот канал целых 10 лет, а не как у нас — за считаные месяцы. Конечно, канал — объект уникальный и когда-то был гордостью страны. Хотелось бы ее возродить. Другой вопрос — какой ценой...

Понравилась статья? Поделись ей с другими:

Последние новости

Яндекс.Метрика